Комиссия кабмина одобрила поправки к закону о долевом строительстве

Поправки, предложенные Минстроем РФ, вводят целевое использование средств участников долевого строительства. Контролирующие органы получат дополнительные полномочия для контроля за использованием средств граждан.

Проект поправок в законодательство о долевом строительстве, разработанный в Минстрое РФ, одобрен комиссией правительства России по законопроектной деятельности, говорится в пресс-релизе министерства.

«Законопроект прошел комиссию по законопроектной деятельности. Мы рассчитываем, что он будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительства России», — приводятся в нем слова замглавы Минстроя Натальи Антипиной.

 42e82c8a3b

В сообщении также отмечается, что поправки существенно повысят уровень информационной открытости застройщиков. Также они предполагают ведение Единого электронного реестра застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств дольщиков.Действующее законодательство позволяет привлекать средства граждан даже тем компаниям, которые находятся в стадии банкротства или ликвидации. Застройщики могут не иметь собственного капитала. Законопроект ужесточает требования к строительным компаниям, в частности к размеру их собственного капитала, добавляется в сообщении.

Также поправками вводится целевое использование средств участников долевого строительства, а контролирующие органы получат дополнительные полномочия для более эффективного контроля за целевым использованием средств граждан, говорится в материале.

i-m

«В правовое поле предлагается ввести альтернативный механизм привлечения средств граждан – специальные счета эскроу в банках. Мы изучали международный опыт и посмотрели предметно, как этот процесс регулируется в других странах, и пришли к выводу, что только через институт введения схемы «дольщик – банк – застройщик» можно решить эту проблему», — приводятся в сообщении слова Антипиной.

Саморегулирование в строительстве

В сложной экономической ситуации власть пытается стимулировать экономическую активность, снять с себя избыточное числа управленческих функций, с которыми уже не справляется. Один из путей решения этой задачи — развитие системы саморегулирования. Не случайно, в последнее время прошла целая серия мероприятий, посвященных этой теме. Они наглядно продемонстрировали: проблем и нерешенных вопросов в этом секторе хоть отбавляй.

Работа над ошибками

Кризис наглядно показал, что в экономике России осталось не так уж и много резервов. Один из них — повышение активности делового сообщества, наделение его большей самостоятельностью, а, следовательно, и ответственностью за свою деятельность. Однако долгое время власть настороженно относилась к саморегулированию. Был даже момент, когда его пытались упразднить.

Однако, судя по всему, сегодня с этими настроениями покончено. Выступая на III Международной конференции «Практическое саморегулирование» министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов отметил, что сегодня мы подошли к такому этапу развития саморегулирования, когда накоплен большой опыт, и настало время его обобщить, провести работу над ошибками.

28905

Мнение о том, что саморегулирование — не для России, неверно, полагает высокий правительственный чиновник. Нельзя ждать от него быстрых результатов. Это большая и сложная система, которая развивается по своему графику.

Саморегулирование нужно стране: оно стимулирует государство работать лучше, сокращает количество функций. Попытки же увеличить роль государства — это тупиковый путь, убежден Абызов.

По его словам, в стране есть удачные примеры практики саморегулирования, но существует и много нареканий к ней. В частности недопустимо, чтобы теневую коррупцию в госаппарате сменила «официальная» коррупция в СРО.

Реформы не для проформы

Развивать саморегулирование тем более необходимо в силу того, что правительство готовит две большие реформы: контрольно-надзорных органов и саморегулирования, отметил министр. Их следует максимально синхронизировать, поскольку предстоящие преобразования предусматривают передачу части государственных функций по контролю и надзору системе саморегулирования. А для этого она должна быть готова их реализовать.

Цель реформы — сделать более простой и прозрачной систему контроля и надзора, сократить нагрузку государства в этой сфере. Сегодня она непомерна, и это наследие еще советских времен. Поэтому нужно развивать альтернативные формы этой деятельности.

В этой связи важно разграничить зону ответственности контрольно-надзорных функций государства и системы саморегулирования.

Говорить с властью на равных

Задача СРО — содействовать добропорядочным компаниям и вытеснять с рынка недобросовестных игроков.

— Поэтому нам нужно к 2020 году построить общегосударственную модель саморегулирования, а к 2025 году — взять на себе функции контроля и надзора, — вторит министру Алексей Каминский, руководитель Рабочей группы «Стратегия и развитие саморегулирования в России» Совета ТПП по саморегулированию.

По его мнению, угроза решению этих задач кроется в увеличении роли государства в экономике. Чиновники монополизируют власть, оставляя все меньше простора для деятельности СРО.

Но недостатки в системе саморегулирования нельзя сваливать только на чиновников. Большие недоработки есть и у самих СРО, они должны активно заниматься вопросом качества своих членов. Для этого законодательство не должно устанавливать преференции для СРО с большим количеством участников, поскольку в этом случае трудно проверить их качественные параметры.

На практике же сегодня все происходит ровно наоборот. СРО стараются принять в свои ряды как можно больше новых членов. Между тем монополизация в этой сфере недопустима.

Единственная преференция СРО — право на равных говорить с властью, а это возможно лишь в том случае, когда стороны находятся в договорных отношениях, отмечалось на конференции.

На строителей смотрят остальные СРО

Во многом дальнейшая судьба института саморегулирования в России будет зависеть от строительной отрасли. Ведь именно в этом секторе в максимальном объеме сконцентрировались все нерешенные проблемы и пороки нынешнего состояния системы саморегулирования.

Сегодня 36% всех российских СРО работают в строительном комплексе. По мнению генерального директора «Сахалинского саморегулируемого объединения строителей» Валерия Мозолевского, две трети СРО в строительстве нужно ликвидировать, поскольку эти организации не занимаются регулированием, а, по сути, являются просто дилерами по продаже допусков на работы.

С этим трудно спорить. Действительно, нечем не прикрытая торговля допусками занимает главное место в нынешней деятельности строительных СРО. Причем допуски можно приобрести, даже не обладая реальными строительными мощностями.

Надо сказать, такие жесткие оценки совпадают и с намерениями Минстроя. Так, выступая на Экспертном совете по градостроительной деятельности при парламентском комитете по земельным отношениям и строительству на тему «Совершенствование института саморегулирования в сфере градостроительства», замминистра строительства и ЖКХ Юрий Рейльян сообщил, что Минстрой вынашивает планы кардинального сокращения видов допусков, «приближаясь к одному — генеральный подряд». По его словам, это должно «кардинально укрупнить рынок».

А необходимость в этом, безусловно, есть. По данным аналитиков строительного комплекса, сегодня в стране действует 174 тыс. строительных компаний (главным образом небольших), чей финансовый годовой оборот не превышает 120 млн руб. И таких фирм и фирмочек — 90% от общего числа строительных компаний.

Всякое терпение когда-то кончается

untitled4О том, чем конкретно они занимаются, судить непросто, поскольку доля информационно закрытых компаний у изыскателей составляет 51%, у проектировщиков — 42%, а у строителей — 43% от числа получивших допуск на рынок. Причем практика показывает: чем меньше СРО, тем больше ее членов не раскрывают информацию.

Между тем строительный рынок — очень динамичный и подверженный регулярному обновлению. Например, в 2014—2015 годах получили допуски 29 тыс. новых организаций, а 4,5 тыс. компаний покинули СРО. В Москве и Санкт-Петербурге за этот период обновилось 56% (!) всех СРО. Понятно, что в основном это делается путем перерегистрации и смены одной вывески на другую.

А вот доля СРО, которые в той или иной степени участвуют в процессе регулирования рынка, невелика. Это 13% изыскательских СРО, 17% проектных и четверть — строительных. Есть основания считать, что власти далее не намерены терпеть такую ситуацию. На днях появилась информация о том, что на совещании у заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Козака, которое состоялось еще 23 ноября, принято ключевое решение: саморегулирование в строительстве будет обязательным только для компаний, работающих на госзаказе. Остальных же, судя по всему, в том или ином виде ждет старое доброе гослицензирование.

При этом, как стало известно, планируется разработать проект федерального закона, предусматривающего отмену для членов СРО необходимости получать свидетельство о допуске к строительным работам, а также ряд других мер.

Что ж, если эти намерения будут реализованы, это существенно изменит конфигурацию и масштабы института саморегулирования в строительной отрасли.

Экспериментальная модель

Впрочем, далеко не все поддерживают такие радикальные меры. В частности, генеральный директор НП СРО «Деловой союз оценщиков» Ирина Шевцова полагает, что сбой в системе саморегулирования происходит на идеологическом уровне — то есть на уровне диалога между государством и участниками системы СРО.

Саморегулирование — это институт рыночной демократии и гражданского общества, механизм развития, напоминает она. Возврат же к госрегулированию ухудшит инвестиционный климат и ввергнет страну в застой. И власть просто обязана осознать эту альтернативу, подчеркивает г-жа Шевцова.

Нынешняя модель саморегулирования во многом экспериментальная. Если принципы функционирования СРО в целом ясны, то принципы функционирования Национальных объединений (НО) прописаны слабо. А без них вся система неполноценна. Поэтому институт саморегулирования в России так и не состоялся, полагает часть экспертов.

Поскольку СРО не ведут активную борьбу за создание институционных основ саморегулирования, государство все больше подменяет его собой.

Охота на ведьм

Чтобы система саморегулирования развивалась, она должна обладать способностью к самоочищению. А это возможно только в том случае, если известна болезнь. Не поставив диагноза, нельзя никого вылечить.

Как считает член Совета ТПП по саморегулированию Александр Любинский, роль НО в борьбе против недобросовестных организаций может повысить создание единого реестра руководителей и специалистов СРО. Сегодня же, как известно, один и то же человек может работать сразу в нескольких СРО.

Важнейшая тема — информационная открытость. Каждое СРО имеет свой сайт, что создает известную путаницу. Гораздо рациональнее, считают эксперты, чтобы все СРО, входящие в соответствующее НО, имели на его портале свои электронные кабинеты.

Необходимо установить и четкую ротацию руководителей НО в указанные уставом сроки. Сейчас периоды их полномочий чудовищно растянуты.

Но как определить эффективность СРО? Где критерии ее добросовестности? Объективно оценивать сама себя СРО не может по определению.

Между тем этот вопрос становится все более актуальным, поскольку сегодня СРО, жестко конкурируя в вопросах расширения своих рядов, для привлечения новых членов буквально «ниже плинтуса» снижают требования для желающих вступить в их организацию.

Состязательность между СРО нужна, но не за счет снижения критериев приема новых членов, отмечает член комитета НОСТРОЙ по информационной политике Глеб Бабичев. Если не будут разработаны ясные и четкие критерия качества деятельности СРО, то попытки выявить, какие из них добросовестные, а какие нет, напомнят пресловутую охоту на ведьм.

Одним из таких критериев должно стать нормотворчество СРО. Пока же многие их поправки к закону о саморегулировании просто не выдерживают никакой критики. Читаешь их — и плакать хочется.

По информации НОСТРОЙ, число недобросовестных СРО составляет около 20% численного состава данного НО — это около 50 организаций. Почему же за год действия закона, позволяющего исключать такие горе-СРО из госреестра, Совет НОСТРОЙ инициировал подобную процедуру в отношении всего четырех СРО, недоумевает зампред Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум.

Как говорится, по делам их узнаете их …

Не договорились — значит, не состоялись

Подобные факты не проходит бесследно. Сегодня у СРО в строительной сфере в целом негативный облик, а резонанс от их деятельности — весьма слабый.

Исследования показывают, что потребители услуг чаще всего не знают о существовании СРО. И даже те, кто знает, ясно не представляет себе, как именно воспользоваться возможностями этих организаций. Причина проста: деятельность большинства СРО носит формальный характер. Какие уж тут возможности…

— Между тем существуют базовый атрибут СРО: если его члены не договорились о солидарной ответственности, значит, саморегулирование не состоялось. Такова принципиальная позиция Министерства экономического развития РФ, — подчеркивает Директор департамента государственного регулирования в экономике этого ведомства Алексей Херсонцев.

Трудно с этим спорить. Жаль только, что договориться по многим вопросам участникам системы саморегулирования в России пока так и не удается.

Рано или поздно выводы последуют. В этом сомнений уже не осталось.

В 2015-м Костромская область перевыполнила цель по вводу жилья и построила 40 км дорог

Российские регионы начинают подводить строительные итоги года. Вслед за Магаданской областью, статистику годовой работы опубликовали в Костромской области.

По информации местного департамента транспорта и дорожного хозяйства, за 2015-й год удалось построить и произвести реконструкцию 40 км дорог, в эксплуатацию при этом было введено 33 объекта, в том числе участки дорог различного класса и мостовые переходы. Наиболее крупными и значимыми из реализованных проектов стали 7,58-км отрезок трассы Нея – Мантурово, мост через Устанку, дорога к Адищевской бумажной фабрике. Также к концу года должно завершиться создание моста через Шую.

Помимо этого было отремонтировано 80 000 кв. м дорог на пяти улицах областной столицы.

Отчитался о своих успехах и региональный департамент строительства, архитектуры и градостроительства: уже по итогам на 1 декабря удалось превысить норму ввода нового жилья. По данным на начало месяца строители ввели в эксплуатацию 291 900 кв. м жилья (в то время как норма была установлена на уровне 290 000 кв.м), из которых на долю ИЖС приходится 119 000 кв. м.

К концу же года планируется достичь суммарной отметки в 310 000 «квадратов» жилья.

В Старом Осколе построят крупнейшую в Европе фабрику окомкования железа

В Старом Осколе менее чем через год будет построен завод по выпуску железорудных окатышей для доменной металлургии. Предприятие будет организовано на базе Стойленского горно-обогатительного комбината (ГОК) и станет самым крупным в Европе.

Появление такого предприятия позволит местному ГОКу не зависеть от других производителей и поставщиков окатышей. Реализацией проекта строительства фабрики занимается Новолипецкий металлургический комбинат, который владеет Стойленским ГОКом.

На сегодняшний день на будущем производстве завершен монтаж металлоконструкций трех технологических фильтров очистки воздуха. В феврале начнется монтаж электрооборудования. А уже в июне состоится запуск самой фабрики.

Проектная мощность производства составит 6 миллионов тонн окатышей в год. Это в полной мере закроет потребность ГОКа в данных полуфабрикатах.

Чуровский завод силикатного кирпича приостанавливает свою работу

В Якшур-Бодьинском районе Удмуртии сложилась сложная ситуация вокруг завода силикатного кирпича: Чуровский завод приостанавливает свою работу.

Данное предприятие является не только градообразующим предприятием чела Чур, но и наиболее крупным во всем Якшур-Бодьинском районе, а также единственным производителем силикатных стеновых материалов во всей республике. О решении остановить производство стало известно только в конце ноября.

Такое решение повлечет за собой не только сокращение 200 работников, которым будет крайне сложно быстро найти работу, но и приостановку работы котельных, которые отапливали не только мощности и площади предприятия, но также все село, включая детсад и школу.

Решение проблемы с котельной, граничащей с катастрофой, взяло на себя правительство Удмуртии, которое пытается сейчас в кратчайшие сроки найти компанию, в чье ведение будут переданы данные объекты.

Дальнейшая судьба самого завода пока неизвестна.

В Северной Осетии строят приграничный логистический терминал «Верхний Ларс»

В Северной Осетии продолжается строительство нового таможенно-логистического терминала «Верхний Ларс». Так как он располагается возле границы между Россией и Грузией, его главной специализацией станет работа со ввозимыми товарами, а также упрощение их оформления.

В состав терминала, который займет территорию в 40 000 кв.м, войдут склады площадью в 900 кв. м, платформы для перегрузки, холодильное отделение, административный корпус, площадка для размещения 120 грузовых автомобилей, мобильный инспекционно-досмотровый пункт. Комплекс будет предоставлять услуги по таможенной очистке товаров и мелкому ремонту.

Строительные работы на объекте стартовали в начале 2015 года. В скором времени, в рамках первого квартала 2016 года, планируется введение первой очереди.

Реализация денного проекта в целом призвана увеличить товарооборот и сократить очереди на границе.

Уфимцы изобрели велосипед. Точнее, электробайк

Развитие современных городов стимулирует к повышению микромобильности населения, к созданию все новых средств для передвижения по городу. Особенно популярны новые модификации велосипедов.

Кажется, ироническое выражение «изобрел велосипед» стремительно уходит в прошлое. Современные изобретатели разрабатывают все новые варианты велосипедов, специально предназначенных для перемещений по городу. Не отстают от общемирового тренда и российские «кулибины».

Свое детище уфимцы назвали «e-Ti», что может читаться как «Йети». Новый велосипед оснащен электродвигателем, мощностью в 2 л.с., что позволяет электробайку разгонятся аж до 60 км/ч, хотя такая скорость — явное излишество для перемещений по улицам и даже по велодорожкам. Самое главное, что предложенный велосипед является коммерческим проектом, который планирует продвигать вуз, где он был создан — Уфимский государственный авиационно-технический университет. В вузе уже подсчитали, что стоить электробайк будет порядка 170 тысяч рублей, что совсем не много, учитывая тот факт, что перевозить он сможет двух человек, т.к. рассчитан на грузоподъемность в размере 150 кг. Правда, данная сумма еще может быть скорректирована, т.к. пока в наличии только прототип велосипеда.

В университете рассчитывают, что перспективным рынком для нового устройства станут коммерческие перевозки небольших грузов. Но действительную популярность электробайк сможет приобрести только с появлением в российских городах развитой инфраструктуры для велосипедного движения, а таковая отсутствует на данный момент практически везде

В Иркутске в 2016-м году реализуют 5 крупных транспортных проектов

В 2016-м году в Иркутске планируют реализовать пять крупных транспортных проектов, которые вошли в Концепцию развития дорожно-транспортной сети.

Так, в следующем году будет завершена реконструкция участка ул. Сурнова — объездная дорога вокруг Ново-Ленино, на котором будет создано одностороннее движение и построен новый съезд. Заместитель мэра Иркутска Е. Дроков отметил, что проект реконструкции уже прошел госэкспертизу, а его стоимость составляет 150 миллионов рублей.

Другим проектом, подготовленным к реализации, станет реконструкция пересечения объездной дороги Ново-Ленино и ул. Рабочего Штаба стоимостью 141 миллионов рублей. Помимо этого, в следующем году будут проведены работы по расширению ул. Сурнова и ул. Рабочей, удлинению кольца по ул. Баррикад, а также реконструкции уд. Старокузьмихинской.

По словам Е. Дрокова, на мероприятия, которые были отнесены к группе капиталоемких, необходимо выделить около 3 миллиардов рублей, а на малозатратные проекты — порядка 88 миллионов рублей.

В Смоленской области построят птицекомлекс за 4,3 млрд рублей

В Дорогобужском районе Смоленской области началось возведение крупного птицекомплекса по откорму индейки с мясоперерабатывающим предприятием.

Строительные работы производит компания «Новая жизнь», являющаяся дочерним предприятием ООО «Мортон Капитал».

На территории птицеводческого комплекса, стоимость строительства которого достигает 4,3 миллиардов рублей, будет размещена вся необходимая инфраструктура: инкубаторий, комплекс по выращиванию индеек, убойный и упаковочный цехи и т.д.

Новое предприятие сможет ежегодно выпускать 14 000 тонн мяса индейки. Проект по созданию птицекомлекса будет реализован в 2015-2020 гг. За счет создания нового предприятия в Смоленской области появится порядка пятисот новых рабочих мест.

В Саратове построят жилой комплекс в виде звезды

В Саратове построят необычный жилой комплекс, по форме напоминающий пятиконечную звезду. ЖК «Пять звезд» будет состоять из пяти высоток в 26-27 этажей.

Проект уже прошел публичные слушания, общественность одобрила появление в городе «пятизвездочной» недвижимости. Местом для строительства жилого комплекса выбран участок в районе улицы Пензенская в Заводском районе. Его площадь составляет почти 13 тысяч гектаров.

Помимо жилья, в микрорайоне будет построена парковка, детский сад и школа. Кроме того, проект предполагает озеленение территории